Церкви евангельских христиан-баптистов
на Поклонной горе 60 лет

Мы хотим поблагодарить Бога за 60 лет, которые Он даровал церкви евангельских христиан-баптистов, здесь на Поклонной горе
— собираться вместе, проводить служения, научаться из слова Божьего, слушать проповеди и песнопения и вместе славить нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Благодарим Бога за Иисуса Христа, возлюбившего нас и предавшего Себя за наши грехи. Мы благодарим Бога за то, что Иисус в Своей милости был рядом с нами и помогал нам в течение всех этих 60 лет.

Благодарим Бога за Библию, Слово Божье — это основание нашей церкви и источник нашей истинной и непреходящей радости.

Благодарим Бога за Духа Святого, за Его водительство, за то, что Он наполнял, просвещал и подкреплял нас в немощах наших.

Давайте полистаем этот старый семейный альбом: ведь церковь — это семья. Всмотримся в эти лица, поблагодарим вместе Бога за пройдённый путь, за наших дедов, отцов и матерей; за тех, кто уже с Господом, и за тех, кто сейчас с нами.

Период с 1961 — 1966 год

В конце 1961 года молитвенный дом на Охте был отобран от верующих, а им предложили переехать в церковь в Озерках на Поклонной горе, подальше от центра, в здание, которое в 3 раза меньше церкви на Охте. За месяц верующими были сделаны восстановительные работы и проведен большой ремонт. В начале февраля 1962 г. начались собрания. Пресвитером в этот период был Анатолий Николаевич Кирюханцев, дерзновенный брат, пламенный проповедник, единственный в то время, кому позволили отучиться в колледже Сперджена в Англии.

Но время его пасторского служения было очень трудным. Хрущевская оттепель не коснулась церкви, а наоборот: была поставлена цель разрушить и уничтожить церковь. Это делалось не как, при Сталине, когда верующих расстреливали, отправляли в тюрьмы и концлагеря. При Хрущеве избрали тактику разрушения изнутри — запрещать, разделять, ослаблять, запугивать, непослушных сажать. Таковой была главная идея атеистического правительства Советского Союза.

Анатолию Николаевичу выпала тяжёлая доля сохранять и защищать церковь. Но как это сделать при таком давлении и контроле, как не идти на компромисс с совестью и не предать братьев из отделённой и гонимой церкви Совета церквей? Идет суд над руководителем отделенной церкви Федором Маховицким, и Анатолий Николаевич находится под неимоверным натиском и угрозами для себя лично, для своей семьи и всей церкви — его заставляют идти на суд и свидетельствовать против своего брата.

Анатолий Николаевич просит помощи и поддержки у Господа. И Господь отвечает: накануне суда Он забирает его к Себе. До сих пор мы точно не знаем, была ли эта смерть осуществлённой угрозой органов КГБ или это был естественный сердечный приступ.

Благодарность Господу за пресвитера Анатолия Николаевича Кирюханцева, за братьев-служителей, которые были поддержкой в это трудное время, за всех братьев и сестер, которые трудились для того, чтобы восстановить и переехать в этот новый дом молитвы на Поклонной горе. За всех, кто выстоял и оказался верными Господу, кто не боялся, несмотря на все угрозы, запреты и гонения — приходить в дом молитвы и приводить детей, служить, поддерживать друг друга и прославлять Бога в это тяжёлое время.

Период с 1967 — 1980 год

Пресвитером Ленинградской церкви становится Сергей Петрович Фадюхин.

Сергей Петрович — труженик Господень, который за проповедь Евангелия провел 13 лет в тюрьмах, лагерях и ссылках. Ему уже за 60, но он активно берется за служение старшим пресвитером Ленинградской общины, привлекает молодых братьев, дает им пример евангельской проповеди и является их наставником. Наши отцы становятся проповедниками, дьяконами, несут активное служение как в церкви в Ленинграде, так и в пригородах.

Вначале в церкви существует один хор, но в начале 1970-х появляется второй, а к концу 70-х появляется уже третий молодежный (юношеский) хор с оркестром.

Советские власти посредством органов КГБ жестко контролируют и запрещают любые молодежные или евангелизационные мероприятия. Но молодежь организуется и проводит за стенами церкви свои тайные общения. И хотя ещё есть лимит на крещение по возрасту и по количеству, все больше молодых лиц видно на крещениях, они посвящают себя Господу и готовы идти этим непростым путём со Христом, против течения — господствующей безбожной идеологии.

В это время всеобщего давления на все церкви, как на православные, так и на протестантские, происходят встречи служителей Русской православной церкви и евангельских христиан-баптистов.

Общение и даже взаимообмен опытом. Вы можете обратить внимание на фотографии в канцелярии нашей церкви:
Сергей Петрович сидит с митрополитом Никодимом, а рядом стоит молодой священник, будущий патриарх Кирилл.

фотография в канцелярии нашей церкви
Здание церкви не вмещает всех желающих. По воскресеньям проходят по три богослужения, в будние дни по вечерам во вторник, четверг и в субботу. Все места заняты, люди стоят плотно друг другу, как говорится «яблоку некуда упасть». Несмотря на все ухищрения и давления атеистического правительства, число посетителей церкви и количество членов церкви не падало, а росло.

В передаче «Намедни. Наша эра. 1971−1980» Леонид Парфёнов рассказывает:
«Число евангельских христиан-баптистов в СССР переваливает за полмиллиона  человек — это самая многочисленная протестантская община в стране. Православная церковь считается стареющей и почти вымирающей: ну, ходят в храм бабушки — так это они по привычке. А среди баптистов много людей среднего возраста и молодежи. Как ни препятствуют власти их открытию, молельных домов уже не менее пяти тысяч. Общины вовсю привлекают новичков и… обращенные часто меняются до неузнаваемости».

Благодарность Богу за пресвитера Сергея Петровича Фадюхина, за наших отцов, которые активно трудились в церкви в эти годы, за их старания, их проповеди, труд на ниве Господней. Благодарность за хористов братьев и сестер, за регентов, за наших матерей, которые посвящали себя служению в хоре — они были примером для нас, их детей.

Наши отцы и матери передали нам это наследие — быть верными Господу при любых трудных обстоятельствах, служить и трудиться для дела Божьего и любить церковь.

Период с 1980—1983 — строительство

К 80 — м годам очень остро стал вопрос о расширении Дома молитвы. Иностранные гости, которые посещали Советский Союз и желали посетить церкви, видели, в каких неудобствах и тесноте находились верующие в Ленинграде. Руководство церкви обращалась к властям города, однако, ответ городских властей был отрицательным. Тогда братья набрались смелости и обратились с ходатайством в Москву. В СССР в 1980 г. планировалось проведение Олимпийских игр, на которые ожидалось много иностранцев, и просьба была удовлетворена: разрешили расширить здание церкви на Поклонной горе с помощью дополнительной пристройки.

В это время старшим пресвитером становится Коновальчик Пётр Борисович, а стройку возглавляют два брата-служителя, два Александра: Волокиткин Александр Степанович и Морозов Александр Семёнович. Вся Ленинградская церковь, все братья и сестры участвуют с большим энтузиазмом в этой начавшейся в церкви перестройке. Трудностей было много, два года продолжалось строительство. При этом богослужения не прекращались. Часто до собрания и после собрания верующие приходили и помогали в необходимых работах. Хористы спешили не только на спевки, но ещё чтобы успеть помочь и сделать что-то по строительству. Многие верующие со всего Советского Союза жертвуют финансы, приезжают, чтобы участвовать в стройке как специалисты. На возведение пристройки было израсходовано 315 000 рублей, однако пожертвований было собрано больше. Братьям пришлось объявить, что средств достаточно и больше не надо вносить деньги на строительство.

В январе 1983 года состоялось торжественное освящение расширенного Дома молитвы. Многие гости и ленинградцы не могли налюбоваться новым прекрасным залом на 1150 мест (в то время в Ленинградской церкви насчитывалось свыше 3000 членов).

Благодарим Господа за то, что Он даровал возможность совершить эту стройку, расширить, благоустроить Дом молитвы церкви на Поклонной горе. А самое главное, что Он расположил сердца детей Божьих жертвовать, отдавать свои силы для церкви Божией. Всё это послужило особым благословением и подготовкой для дальнейшего развития евангельского движения в нашем городе и во всей стране.

Период — молодежное движение 80-х годов

Давайте коснемся молодежного движения в нашей церкви ещё до перестройки, до тех больших изменений, которые начнут совершаться в нашей стране ближе концу 80-х годов.

В 70-х годах началось особое развитие молодёжного служения в разных направлениях, возглавил это движение Виктор Авдеев. Его помощник и друг Вячеслав Морозов организовывает молодёжную группу по изучению Священного Писания уже в стенах церкви. Изучать, размышлять и меняться под воздействием Слова Истины — это станет основой и фундаментом для многих молодых братьев и сестёр на долгие годы вперёд.

Уже существуют различные группы для общения молодёжи, такие как «Трим» и «Пилигрим». Молодёжь по возрастным группам собирается на квартирах обычно после воскресного богослужения. Подпольную молодёжную библиотеку, перевод христианской литературы с иностранных языков и печатание этих книг на печатной машинке организовал Роман Носач.

Конечно, руководящие братья нашей церкви видели смелость и активность молодёжи. Хотя официально в церкви разрешено только музыкальное служение хора и оркестра. Им приходится прикрывать молодёжь, а иногда и делать вид, что они не замечают, что делает молодежь в стенах церкви. КГБ продолжает, как они считают, все контролировать, а уполномоченный по делам религии вызывает руководителей церкви, где их отчитывает и угрожает, если что не так.

В 1981 г. Светлану Аверину (Шевченко) просят организовать воскресную школу для детей 9−12 лет. Это была первая ещё подпольная группа воскресной школы. Группа начиналось с семи детей, но потом выросла до 20, собирались они по домам. Светлана рассказывала, что неоткуда было взять знания и материалы по обучению детей. Она нашла дореволюционную христианскую книгу по работе с детьми, и сама разрабатывала уроки и изготовляла наглядные пособия. Со второй группой детей в 1984 году попросили заниматься Жанну Салонникову (Морозову) и Павла Дамьяна. Мы вспоминали об этом, когда недавно прощались с Павлом и благодарили Бога за его жизнь и служение. Павла Господь внезапно призвал к Себе в начале 2022 г.

Многих из этих детей, из первой и второй группы, сейчас активные труженики и служители в церкви.

Благодарность Богу за первых учителей воскресной школы, за их смелость и дерзновение, что это начинание развивалось и сейчас является одним из важнейших служений в нашей церкви. Мы благодарим Господа за всех тружеников, учителей, помощников в воскресной школе, кто проводят время с нашими детьми и внуками, обучая и вдохновляя их взирать на Иисуса и следовать за Ним.

В 1983 году был организован первый христианский молодёжный лагерь, замечательно организованный и с хорошо продуманной программой. Молодежь разного возраста разбилась на команды и провела несколько дней, соревнуясь в знаниях Библии, радуюсь общению и прославляя Бога.

В этом же году молодёжь проводит евангелизационное мероприятие «Праздник Библии». Приглашались неверующие. Радостью и вдохновением были наполнены уста выступавших. Но власть имеющие и контролирующие органы КГБ были очень недовольны. Руководству церкви пришлось долго оправдываться, как это так получилось.

Надзор был усилен, и в следующем 1984 году, на второй христианский лагерь уже явилась милиция и руководители местных органов власти. Молодёжь посадили в автобус, а потом на электричку. Наши молодёжные руководители нашли выход: сев послушно на электричку, вся молодежь дружно вышла через пару остановок, где нашла подходящее место и замечательно провела христианский лагерь.

Благодарим Бога за вдохновенных, смелых, водимых Духом Божьим руководителей христианской молодёжи. За то, что Господь помогал им быть добрым примером для молодых братьев и сестёр. Благодарим за то, что они были теми пастырями, которые помогали другим изучать Слово Божие и были примером в жизни и служении. За то, что их труд принёс обильный плод.

Билли Грэм 1984 г.

Веянием нового ветра, особым благословением был приезд и выступление в Ленинградской церкви знаменитого американского евангелиста Билли Грэма осенью 1984 года.

Он произнёс проповедь на Псалом 22.

В тот день я с фотоаппаратом протиснулся поближе к кафедре и старался запечатлеть все, что возможно, фотографируя и записывая. У меня сохранился альбом с фотографиями и цитатами из проповеди Билли Грэма.

Вот его слова: «Он говорит, что твоя душа для Него ценнее, чем все остальное в жизни, всего золота дороже, всей нефти дороже, всех денег, всей культуры — всего абсолютно… и независимо от того, каковы обстоятельства и наши условия жизни, душа не может быть удовлетворена до тех пор, пока она не соприкоснётся с Богом».

Когда в конце проповеди Билли Грэм призвал слушателей сделать шар навстречу Христу, многие в битком набитом зале подняли руки. После этой проповеди люди еще долгое время выходили на молитву покаяния. Если я не ошибаюсь, именно после этого события призыв к покаянию стал звучать на каждом богослужебном собрании в нашей церкви.

Благодарим Бога за сотни сердец, пробужденных Христом к Евангелию. Людей, возрожденных Духом Божьим, людей, которые воскресли от сна и духовной апатии к жизни с Богом. О некоторых из них после их покаяния, мы ничего не слышим годами, а потом они приходят и говорят: «Это было здесь. Я был на собрании, где Бог коснулся моего сердца».

1990 годы — Евангелизация

Благодарим Бога за евангельский огонь, который горит в сердцах наших братьев и сестер. Что с начала 1990 многие подключились и стали евангелистами, благовестниками, миссионерами, учителями Библии. Что Бог подготовил Себе работников и служителей. Что наши братья и сестры были готовы, и они пошли трудиться за стены церкви для расширения Царства Божия. Были проведены многие евангелизационные мероприятия и миссионерские поездки. Наши братья стали основателями и руководителями христианских организаций, таких как Общество «Библия для всех», издательство «Мирт» и «Миссия переводчиков Библии Уиклиф».

А сколько пасторов «родилось» в церкви на Поклонной горе! Многие из них трудятся в области, в других церквах, городах и странах. О, это особая честь быть частью церкви, у которой цель — «Великое Поручение»!

Благодарим Бога за 60 лет почти нерушимого мира в нашей церкви. И даже когда мы вспоминаем о трудных периодах, о боли и переживаниях, благодарим Бога за смирение и очищение.

Благодарим Бога за непрекращающийся дар спасительной веры, которую Он пробуждает в Своих детях каждое утро, склоняя наши сердца к Его Слову и открывая нам, что «Благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, это дар Божий».

Я должен остановиться зная, что не охватил ещё очень много событий и людей, за которых можно и нужно благодарить и благодарить нашего Господа. И это самое главное, чтобы действительно в нашем сердце на первом месте была благодарность, и мы продолжаем благодарить Бога!
Автор статьи: Морозов Валерий Александрович