ВИДЕО

Покаяние

Стенограмма
Братья и сестры, каждый день мы слышим о каких-то трагических событиях, которые связаны с гибелью людей. И если вы смотрите новости или читаете в интернете какие-то заметки, новости о том, что происходит в мире и даже у нас в России, вы видите, что вокруг люди гибнут.

И мало того, что такие трагедии, они происходят регулярно, то есть каждый день кто-то погибает и повсеместно, но зачастую такие трагедии, они случаются не где-то там далеко, они могут случаться рядом с нами, то есть может быть с нашими знакомыми, близкими, родственниками, кто-то трагически погиб в автокатастрофе, кто-то где-то произошел несчастный случай на стройке, кто-то заболел смертельной болезнью, раком и умер, или кто-то стал просто жертвой, может быть, грабителя или убийцы. То есть такое случается. И когда это происходит, мы оглядываемся, мы смотрим на эти события, на эти трагедии, смертельные трагедии.

И мы задаемся волей-неволей, мы задаемся таким вопросом, то есть, а почему это случилось с этим человеком? А почему это случилось с этими людьми? То есть, мы пытаемся дать, знаете, какую-то оценку таким событиям. Почему так с ними произошло? Почему так с этим человеком произошло? Может быть, это наказание Божие за какие-то грехи их? То есть мы начинаем и пытаемся что-то обдумывать и дать какую-то оценку, подвести к какому-то итогу.

И в сегодняшнем отрывке мы увидим, как к Иисусу подходят люди и просят дать оценку тоже трагедии, двух трагедий, которые мы здесь увидим, связанных с гибелью людей. И Христос, Он использует вот этот случай, трагические случаи, чтобы преподать духовный урок тому народу, который его окружал тогда, и преподать духовный урок сейчас и всем нам, и всем людям. Преподать духовный урок на страницах Писания. Урок о необходимости покаяния. И призыв, мы увидим Иисуса очень простой в этом отрывке. «Если не покаетесь, погибнете. Пока не поздно, нужно покаяться». И мы задаем вопрос, а что такое покаяние?

Этот термин, это слово мы очень активно используем, часто используем. Мы говорим, нужно покаяться, покайтесь, обратитесь. Мы спрашиваем друг друга, а ты когда покаялся? А ты когда обратился? То есть покаяние – это такое популярное среди нас, верующих, слово, термин. Но вопрос возникает, а что такое покаяние? И почему необходимо покаяться? И давайте обратимся к Евангелию от Луки, 13 глава, и будем читать последовательно с 1 по 9 стих.

Евангелие от Луки, 13 глава, с 1 по 9 стих. Первый стих. «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их». То есть мы видим такую ситуацию, что к Иисусу подходят некоторые люди и рассказывают ему о трагедии. То есть реально трагедия произошла. Произошла трагедия с галилеянами, то есть с жителями области Галилеи.

Ну это знаете, как сейчас мы общаемся друг с другом и говорим, а вы знаете, что в Тихвине произошло? А вы знаете, что произошло где-то еще там в Кингисеппе или в Кронштадте? То есть вот что-то произошло, какой-то трагический случай.

И вот они обращаются к Иисусу вот с таким вопросом. А что там случилось? А случилось, что несколько галилеян, они были убиты по приказу Понтия Пилата, когда они приносили свои жертвоприношения. И скорее всего, на какой-то важный праздник, когда три раза в год иудеи все собирались, стараясь собраться в храме, принести жертвоприношения, прославить Бога. Возможно, это даже праздник был Пасха.

И, конечно, здесь нет подробностей. То есть нам неизвестны ни обстоятельства этой трагедии, где это произошло, точное место, ни число погибших неизвестно. Но события резонансные, то есть то, что люди подходят к Иисусу Христу, они знают, что, можно сказать, в заголовках газет, если бы было в то время, интернет, это бы пестрело. То есть события резонансные, они у всех на слуху.

В священном месте произошло такое, и конечно народ, когда он смотрит, ага, галилеяне приносили жертвы, их солдаты по приказу Пилата убили, и их кровь, кровь этих галилеян смешалась с кровью жертв. Это что такое?

Иисус, дай оценку, что произошло? И народ пытается дать оценку, и они любопытствуют. А что скажет Иисус, вот этот великий учитель Израилев? Что он скажет, что он думает об этом? Второй стих: «Иисус сказал им на это, думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали?» Интересно, смотрите, как Иисус отвечает.

Он отвечает вопросом на вопрос, как настоящий еврей. Он отвечает вопросом на вопрос. Интересно, что Иисус не вдаётся в какие-то политические вопросы, он не рассматривает сложную политическую ситуацию в стране, он не затрагивает социальные проблемы, экономические, но он просто берёт эту трагедию, и это реально трагедия, и он использует её в качестве духовного урока, чтобы указать народу на их главную проблему.

То есть народ подходит к Иисусу и скажет, и говорит, дай оценку вот этой смерти, дай им оценку их духовного состояния, почему они так погибли такой страшной смертью. А Иисус берет эту ситуацию и поворачивает ее так, что направляет вопрос к их сердцам, направляет фокус на их главную проблему.

И поэтому Иисус задаёт им вот этот встречный вопрос. «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали?» Интересно, почему Иисус задаёт такой вопрос. На самом деле, Он просто транслирует те мысли, которые были у народа.

То есть народ смотрит на ситуацию, ага, вот именно эти галилеяне погибли такой страшной смертью. Почему так? Наверное, они, ну не случайно же так погибли, наверное, это случилось из-за их греха какого-то, раз они умерли такой смертью, да еще в священном месте.

То есть, представляете, народ оценивает и думает, ну мы же-то не погибли, погибли именно они, эти галилеяне, ещё и в таком месте. Ну значит, они из-за греха, наверное, они самые-самые грешники были. И вот это наша особенность человеческой природы, связать трагическое событие с судом над грехом.

И мы это связываем, когда с нами что-то происходит, ну не знаю, разбил я машину, в аварию попал, и думаю, наверное, где-то я нагрешил перед Богом. Мы начинаем задаваться вопросом. Мы смотрим на братьев и сестер, которые нас окружают. С ними что-то произошло, что-то трагическое. Мы тоже волей-неволей, может, вслух не высказываем эти мысли, но думаем где-то брат или сестра, наверное, нагрешили, раз такое с ними произошло.

То есть вот эта особенность нашей человеческой природы - связать трагическое событие с судом над грехом, и причем не в своей жизни чаще всего, а чаще, наш взгляд, будет направлен на другого, когда вокруг нас происходит это. И мы говорим, видите, что случилось с ними?

А с другими-то это не случилось, потому что они много нагрешили. И мы начинаем что строить? Мы начинаем строить догадки, но нам неизвестен вот этот духовный мир, вот эти обстоятельства. Мы строим догадки о грехах этих людей и начинаем рассуждать. А может быть, среди этих галилеян были страшные убийцы, насильники, или вообще они, может, какие-то богохульники были, и Господь, Он таким образом отверг их жертву.

Они пришли на Пасху, приносят жертву, а Господь таким образом допустил и отверг их жертву, что допустил, что их убили. Понимаете? Знаете, если бы сейчас что-то со мной произошло на кафедре, не знаю, сердечный приступ, и мне стало плохо, и мы бы стали оценивать, так, а за что Павла Борисовича так Господь наказал? Может, нагрешил он где? Что в этом святом месте вдруг с ним произошел сердечный приступ. То есть, волей-неволей нас мысли такие посещают.

Но посмотрите, что делает Иисус. Он отвергает все эти выводы и говорит, эта трагедия произошла не потому, что галилеяне более грешны, чем другие. Но подумайте, в смысле более грешны, чем другие? Да мы все грешники. Мы все грешники, и мы все достойны, мы все достойны смерти, мы все достойны справедливого Божьего суда, мы все грешники. И то, что мы и другие люди еще живы, это просто милость Божья к нам, это просто Божья благодать. И в третьем стихе Иисус говорит, нет, говорю вам, Он отвергает вот эти все ложные доводы. Господь их наказал за то, что они грешнее всех. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все также погибнете. И смотрите, Иисус обращает эту ситуацию и обращает вопрос к их сердцам.

К ним обращают вопрос. Эти люди, которые задавали Иисусу этот вопрос относительно галилеян, какие-то доводы свои приводили, а Он к ним обращается. «Если не покаетесь, все также погибнете». И тут возникает вопрос. В смысле «мы также погибнем»? Такой же трагической смертью мы умрем? Что здесь Иисус говорит о том, что вы также такой же трагической смертью умрёте, как галилеяне? То есть вас кто-то убьёт и убьёт точно так же, как галилеян? Ну, конечно, нет.

И очевидно, что мы умрём разной смертью, люди умирают разной смертью. Да, кто-то умирает такой трагической смертью, кого-то убивают, кто-то попадает в автокатастрофу или в авиакатастрофу, кто-то умрёт просто от старости, кто-то умрёт от неизлечимой болезни, да, и кто-то умрёт трагически. Что говорит здесь Иисус?

Иисус здесь указывает не на способ смерти, что вы погибнете точно так же, как эти галилеяне, что будто мы все умрем одинаково и нас всех убьют, как галилеян. Он не об этом говорит. Иисус здесь проводит вот такой контраст. Он проводит контраст между трагической смертью, которая постигла галилеян, и окончательной гибелью перед Богом.

То есть он говорит, если вы не покаетесь, то также погибнете, имеется в виду окончательная ваша гибель перед Богом, вечная смерть. Если вы не покаетесь, то вас постигнет вечная погибель. Иначе говоря, всем людям грозит не просто смерть. Мы все умрем, все люди умрут. Но всем людям грозит не просто смерть, а вечная смерть. Вечная погибель, если они не покаются и не получат жизни от Бога через Христа.

Собственно, этому и посвящено Евангелие от Луки. И мысль Иисуса очень простая. Без покаяния все погибнут. Без покаяния угроза вечной смерти, она просто нависает над всеми людьми, и вот этого нужно опасаться. Об этом нужно задумываться, об этом рассуждать, а не рассуждать о том, кто за что, почему, за что умер трагической смертью вот эти люди, которые меня окружают? Почему? И мы на них обращаем внимание. А Иисус говорит, вы задумайтесь. Вот этого нужно опасаться, а не рассуждать, за что и почему другие люди погибли. Просто посмотрите на трагедию с галилеянами. Просто посмотрите на любую другую трагедию, которая происходит каждый день, и увидьте, насколько хрупка человеческая жизнь, и торопитесь покаяться.

Вот она мысль Иисуса. Он говорит, посмотрите, насколько хрупка человеческая жизнь, и торопитесь покаяться. Иначе всех нераскаявшихся грешников ждет одна участь — это вечная погибель в аду. Так что смерть, когда бы и как бы она ни случилась... Смерть — это реальность нашей жизни, это последствия грехопадения. Но смерть, когда бы и как бы она ни случилась, в каком-то смысле не имеет значения, если человек раскаялся в своих грехах, если человек примирился с Богом.

Понимаете? Вот и всё. И главный вопрос не в том, когда ты умрёшь. Этого никто не знает, хотя люди пытаются заглянуть за эту завесу тайны в будущее и узнать, а когда, что со мной любопытно произойдёт в будущем? Когда я умру? Но главный вопрос не в том, когда ты умрешь и почему кто-то умер именно так. Вопрос не в этом, почему кто-то умер именно так, а вопрос, как избежать вечной погибели. И поэтому Иисус призывает народ.

Возникает вопрос, а что такое покаяние? Чтобы на этот вопрос ответить, нужно понять, что не является покаянием, братья и сестры.

Покаяние — это не равно молитва покаяния. Да, в нашей церкви принята такая практика, традиция — молитва покаяния. Когда люди выходят сюда и молятся, это хорошо. Но покаяние — это не равно молитва покаяния. Покаяние больше, чем молитва покаяния. Это не просто покаяние, знаете, согласия с фактами. Когда человек говорит, ну да, Иисус умер за меня, ну да. Я грешник. Ну да, что нужно сделать? А, помолиться? Ну давайте, помолюсь. То есть это не просто, знаете, какое-то согласие простое с фактами, которые описаны в Новом Завете, в Ветхом, в Библии. Это неминутный, знаете, эмоциональный порыв. Ой, меня это так коснулось проповедь, песня, гимн. И вот эмоционально я порываюсь что-то сделать для Бога, обратиться к Нему. Но это не минутный эмоциональный порыв. Это, знаете, не отдельное покаяние, не отдельное одномоментное действие. Это полный разворот всей жизни ко Христу.

И мы так определяем покаяние, что покаяние – это поворот, это разворот, это перемена твоего мышления. И Мартин Лютер, который зажег вот этот огонь реформации и опубликовал свои 95 тезисов в Виттенберге, помните, он прибил их к этой двери, и свой первый тезис он сформулировал так, Мартин Лютер. «Говоря «покайтесь», наш Господь Иисус Христос заповедовал, чтобы вся христианская жизнь была покаянием». Что это значит? Это не значит, что каждый день мне нужно повторять молитву покаяния. Нет, не об этом речь. Когда Мартин Лютер объяснял термин «покаяние» и говорил о том, что вся христианская жизнь была покаянием, это значит, что вся наша христианская жизнь — это разворот ко Христу, и следование за Ним.

Это не значит, что развернусь ко Христу сегодня, а потом снова пойду, как я хочу. Завтра тоже чуть-чуть повернусь ко Христу и снова развернусь. А потом вообще годик похожу, когда я в другом направлении, не ко Христу, а в другом, в своем, какой я себе придумал. Свои цели, амбиции, мысли, я в этом направлении пойду. А потом снова повернусь. И вот так люди ходят, каются, грешат, каются, грешат, каются. Но покаяние — это вся наша христианская жизнь. Это разворот ко Христу, это следование за Ним. То есть покаяние — это не просто одномоментное решение.

Это радикальное преобразование сердца, которое поворачивает всю нашу жизнь в другом направлении – направлении к Богу. И покаяние – да, это перемена мыслей, да, это поворот от зла к Господу, это оставление прежних греховных путей, греховного образа жизни и обращения к Богу. Вот что такое покаяние.

Покаяние – это радикальный поворот человека от греха к Богу. Это полное доверие своего спасения Иисусу Христу, когда человек говорит: «Всё, я не могу так жить, я не могу сам себя спасти. Христос есть Господь моего спасения. Он Господин моей жизни». Это покаяние сопровождается переменой всей жизни.

Моя жизнь меняется, мои мысли, чувства, волевые решения. Вот что такое покаяние. То есть покаяние — это не просто какая-то, ну знаете, традиция, равно молитва или еще какое-то, знаете, такое, ну какое-то действие нужно совершить. Буквально мы чуть ли не вкладываем некое мистическое, мистическое значение в это действие. Нет, покаяние — это радикальный переворот, это радикальная перемена.

И, конечно, кающийся грешник, верующий во Христа как Господа и Спасителя, он сразу же полностью и окончательно становится оправданным во Христе в самом начале христианской жизни. То есть, если произошло настоящее покаяние с человеком, радикальный переворот к Богу, оставление греховных своих путей, греховного образа жизни, вот такое настоящее покаяние, оно вселяет в сердце радость, надежду и доверие Господу.

И, может быть, когда, знаете, я встречаю христиан, у которых постоянно вся их жизнь – это такая депрессия, это постоянное отсутствие уверенности в Боге, постоянное отсутствие надежды, нет радости, то я задаюсь вопросом: «А произошел вот этот радикальный переворот, радикальное преображение жизни?»

Потому что Христос примеряет, усыновляет, прощает наши грехи. Христос оправдывает, Христос искупает. И можно долго перечислять, что это дает мне.

Это даёт радость, надежду и доверие Господу. Это даёт уверенность христианину в этой жизни, несмотря ни на что, что бы ни случилось. И поэтому вот, что такое настоящее покаяние. И во втором примере, посмотрите, Иисус упоминает ещё одну трагедию, ещё один несчастный случай, 4 стих.

«Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силаамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме?»

Иисус говорит о башне в Силааме, то есть это такое сооружение, башня. Она стояла около пруда, скажем так, водохранилища маленького, который обеспечивал Иерусалим водой. То есть были прорыты специальные туннели, и вот там стояла эта башня. И в результате обрушения, может быть, обрушились леса или ещё какая-то конструкция и погибло 18 человек.

Мы говорим: «Это несчастный случай.» На строительстве, при стройке дома, высотного здания происходят периодически несчастные случаи. Трагичные, смертельные. И вот это подобное произошло. 18 человек погибло. И кажется, несчастный случай, тут вообще другие люди ни при чем. Никто их не убивал. Мы можем сказать, ну вот, случай. Мы задаемся вопросом: «Никто никого не убивал, но почему с ними случилось такое?»

Ну что вы думаете? Те, кто погиб в результате этого несчастного случая, они были худшими грешниками, чем другие, живущие в Санкт-Петербурге, живущие в Иерусалиме, живущие в Тихвине, в Кингисеппе.

Что эти, они были, они грешнее, что ли? Но снова смотрите, какая реакция Иисуса. Она та же самая. Он снова повторяет в пятом стихе. Пятый стих. «Нет, говорю вам». Он опять категорично говорит «нет». Отбросьте эти мысли, что они за то, что они грешнее, поэтому они погибли. «Нет, говорю вам». Но если не покаетесь, все также погибнете. Посмотрите, причиной опять же этой трагедии был не более тяжелый грех этих людей, как некоторые думали. Иисус вообще не называет причины. Он не призывает искать эти причины, а просто снова призывает к покаянию. И знаете, на что можно потратить жизнь?

Можно всю жизнь искать причины трагедии, которые приключились с моими родственниками, искать причины трагедии, которые произошли, может, со мной, обижаться на Бога или думать, что с ними это случилось. Наверное, они грешнее всех, грешнее, чем я, но со мной это точно не произойдет, и я уж точно умру естественной смертью в своей кровати, окруженной любящими меня родственниками.

Бывает совсем наоборот случается, понимаете? И через хрупкость вот этой человеческой жизни Иисус просто снова и снова напоминает нам, напоминает людям, что, если не покаетесь, все также погибнете. Почему погибнете? В чем погибнет? Откуда погибель? А Бог будет судить.

Бог будет судить всякий грех. Бог будет судить вас. И поэтому вот это нельзя игнорировать. Божьи предупреждения о вечной погибели неспасенной души. То есть невозможно, знаете, спокойно пройти мимо слов Библии, хотя люди все равно проходят, мимо вот этих слов Библии, Евреям 9.27.

Человекам положено однажды умереть, а потом суд. Человекам положено однажды умереть, а потом суд. То есть, по сути, вот в этих примерах что мы видим? Иисус призывает людей покаяться, иначе вы столкнетесь с Богом-судьей. Он будет судить вас.

Бог будет судить и определять вашу вечную участь. И если вы не покаетесь, то Бог, справедливый и святой судья, определит вашу вечную участь в аду. То здесь мы видим, что в этом отрывке Бог призывает людей покаяться, потому что Он есть судья.

Он показывает вот эту хрупкость, вот эту эфемерность человеческой жизни, что ты можешь просто умереть в любой момент. И не смотри на других, и не думай, что с тобой этого не произойдёт. Со мной-то точно этого не произойдёт, мы так думаем. И знаете, что люди делают вот с этой очевидностью смерти? То есть смерть очевидна, она просто вокруг нас.

Посмотрите, похороны, различные морги, там, я не знаю, кладбище. Всё вот нас окружает очевидность смерти. Смерть постоянно напоминает нам о себе. И что делают люди?

Люди просто гонят подальше эту мысль. Люди подальше гонят мысль о смерти, о её неизбежности, о её неожиданности. Потому что мысль о смерти, она противна, она пугает, а она повергает в ужас, в отчаяние. И действительно, смерть — это что-то противоестественное.

Это результат грехопадения. Изначально в замысле Божьем не было смерти. Когда Бог творил мир, там было всё хорошо, смерти не было. Смерть вошла через грех, через грехопадение. Интересно, что Самуил Яковлевич Маршак — это детский советский писатель, который написал, помните, «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной».

Ну и другие детские стихи он писал. Он написал такие строки, мне они очень нравятся. Это он написал: Детский советский писатель.

«Все умирает на земле и в море,
Но человек суровей осужден:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рожден.

Но, сознавая жизни быстротечность,
Он так живет — наперекор всему, —
Как будто жить рассчитывает вечность
И этот мир принадлежит ему.»

То есть, смотрите, даже советский писатель понимает, что смерть, она реальна. Всё абсолютно умирает. Но что делает человек? Человек не обращает внимания. Я вечно буду жить, весь мир мне принадлежит. И, конечно, смерть противоестественна, и человек не хочет просто задумываться о смерти. И вместе с этим, не задумываясь о смерти, он не задумывается о своей вечной судьбе, он не задумывается о Боге, он не задумывается о Боге как судье. И Иисус возвращает человека вот к этим мыслям. Да, смерть она рядом, задумайся о вечной судьбе, задумайся о Боге-судье, задумайся о том, где ты будешь. И вот эта нераскаянность перед Богом человека, она обрекает его на вечную смерть, потому что Бог будет справедливо судить.

И вот это первая причина необходимости покаяния. Она в Боге. Бог призывает покаяться. И она в том, что Бог есть судья, и смерть грешного человека неминуема. И вот эти примеры несчастных случаев, трагедий различных, это просто напоминание. Смерть грядет, она неминуема, и Бог будет судить вас. Поэтому нужно успеть покаяться. И дальше, чтобы усилить вот это предупреждение, Иисус рассказывает еще одну притчу, подчеркивая смертельную опасность, в которой находятся слушатели. То есть подчеркивая то, что опасность нависла над ними, смертельная опасность. И поэтому нужен ответ, нужна реакция человека.

Посмотрите, смерть вокруг. Бог судья, он будет судить.И смертельная эта опасность нависла над нами, и от вас нужен ответ. Нужна ответная реакция, потому что угроза Божьего суда нависла над людьми. Бог будет судить справедливо. И в этой притче он показывает, что Бог долготерпеливый, что Бог любящий. То есть, когда мы поставим точку, скажем, на эти рассказы Евангелия, и скажем, Бог – судья. Это истина? Да, конечно, истина. Бог будет судить всех вас за ваши грехи. Вы умрёте в своих грехах. Вы погибнете в аду, если не покаетесь. И когда мы говорим только Бог, Судья, Судья, Судья, это правильно, но это не полная картина о Боге, это не полное представление о Божьем характере, о том, кто Он есть. Он еще есть, Бог долготерпеливый и любящий. И вот это долготерпение Божье.

Любовь Божия, она отображена в этой притче, с 6 стиха, читаем, 6-7 стих. «И сказал сию притчу. Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю, вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу. Сруби ее, на что она землю занимает.»

Мы видим, что человек, хозяин сада, он приходит в свой сад, осматривает деревья, смотрит на смоковницу, а плода-то нет. И плода нет не просто в первый год, плода нет не в первый год, не во второй год, не в третий год. Он постоянно приходит, смотрит, а плода нет. Ну, не знаю, знаете, сестры, братья у кого дача, меня поймут, да и поймут хорошо эту притчу, когда там яблоня, не знаю, растет, занимает место, а ты приходишь в первый, второй, третий год, а яблок нет, нет плодов, урожая никакого не соберёшь. Место занимает, тень даёт, соки из земли вытягивает.

И вот дилемма. И вот дилемма, что делать с этой бесплодной яблоней, ну, смоковницей в данном случае. И вот хозяин виноградника говорит садовнику: «А давай-ка её срубим.» Но плодов-то нет. Плодов нет, надежды, что плоды появятся, тоже нет. Вы уже несколько лет приходите к этой яблоне, она не даёт плодов. Надежды нет, нужно её под корень срубить, и всё. Место освободим, огурцов посадим, помидоров, тени не будет, соки не будет. Понимаете, из земли она вытягивает. И, конечно, здесь смоковница она символизирует Израиль, который не приносит вот этих духовных плодов. Они не приняли Мессию, они отвергают Христа, они противятся Ему, они не приносят духовных плодов. Но посмотрите на людей сегодня, оглянитесь вокруг себя. Посмотрите, люди сегодня отвергают Христа точно так же. Они тоже, как эти смоковницы, они не приносят плода во славу Божию.

Они живут для себя, для своих детей, для своих амбиций, но над ними уже занесён Божий топор справедливого, святого судьи. Занесён вот этого топора справедливого суда. И он вот-вот опустится. То есть его суд будет праведным. Никто не скажет Богу, что ты поступаешь несправедливо, когда сейчас начнёшь этот суд. Но!

Кажется, вот, топор занесён, суд Божий грядёт. И что? Что делать? Что, нет никакой надежды для грешника, для нечестивца? И смотрите, надежда есть. Потому что в этй притче мы видим Бога долготерпеливого, Бога милосердного, Бога любящего. Мы видим вот этот характер Бога. Бог есть любовь, Бог долготерпит нас. Восьмой, девятый стих. «Но он сказал ему в ответ: «Господин, оставь её. И на этот год, пока я копаю её и обложу навозом, не принесёт ли плода? Если же нет, то в следующий год срубишь её.»»

Посмотрите, можно было бы сказать, да сколько можно уже ждать от этой смоковницы плода. Срубить под корень и всё, вопрос закрыт. Хватит. Надо быть принципиальным, надо быть строгим, надо быть судьёй. Но посмотрите, виноградарь просит хозяина дать дереву ещё один шанс, оставить смоковницу ещё на год в надежде на то, что всё-таки она начнёт плодоносить. И в это время виноградарь, он со своей стороны будет оберегать, ухаживать за смоковницей, окапывать, удобрять. Может есть надежда и с таким бесплодным деревом, а?

То есть мы можем поставить крест на человеке и сказать, вот этот придет к Господу, покается, да никогда. И знаете, я в своей жизни несколько раз так жестоко ошибался. Я думал, особенно когда занимался служением в реабилитационном центре, когда приходят такие грешники-грешники, и ты думаешь, нет, вот этот человек, никогда не покаяться, никогда не станет служителем.

И знаете, Бог меня обличал, Он показывал свое величие, свою доброту, любовь, когда Он брал вот этого негодного человека, и не только этот человек обращался к нему, Бог даровал ему веру, Он обратил его сердце, человек обратился к Богу. Мы видим, что Бог делает из этих людей служителей. И мы знаем сами эти примеры. И в нашей церкви на Поклонной горе может есть надежда и с таким бесплодным деревом не погуби оставь дай еще шанс может ли Бог немедленно, сейчас справедливо совершить свой суд да конечно он может, и Бог может просто сейчас низвести огонь с неба и покарать всех неверующих в него всех, кто его отвергает потому что нет плодов покаяния. Эти люди они не знают, они не хотят знать Христа, они не хотят каяться о своих грехах, они просто живут в своем беззаконии.

Большинство людей в этом мире это бесплодные смоковницы, они отвергают Христа. Но что Бог делает? Посмотрите, Он выбирает отложить свой суд, справедливый суд, он имеет на него право, отложить справедливый Божий суд до времени и дать еще время на покаяние, потому что он Бог любящий и долготерпеливый. И это удивительно, когда ты задумываешься об этом. Посмотрите, сколько этого времени осталось?

Мы не знаем, но Бог даёт это время. Сколько времени осталось неизвестно вот этого Божьего долготерпения, но оно ещё есть. И знаете, приходит на мысль сразу стихи 2-го послания Петра, 3-я глава, 7-й, 9-й стих. Известные стихи, я прочитаю их. 2 Петра, 3-я глава, 7-го по 9-й стих там написано:

«А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков».

То есть вот земля, небо, они сберегаются Богом на день суда.

«Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают, то медлением, но долго терпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.».

То есть, смотрите, что мы видим. Мы видим, с одной стороны, Бог есть судья, и Он говорит, не покаятесь, погибните, потому что я буду судить ваш грех, буду судить справедливо.

С другой стороны, то есть он призывает покаяться, с другой стороны мы видим Бога любящего, долготерпеливого к падшему греховному человечеству. И здесь неправильно думать, что Бог является любящим Богом в один момент истории, а таким Богом гнева, Богом суда в другой момент истории. Иногда знаете, как размышляют?

Ну вот в Ветхом Завете Бог в основном являл себя как Бог гнева, Бог суда, Бог справедливости, а вот в Новом Завете Бог открылся как Бог любви, особенно в образе, особенно когда Христос пришел, да, сам Бог воплотился на землю и умер за наши грехи. То есть неверно вот так говорить, что в Ветхом Завете это Бог справедливости и гнева, а вот в Новом Завете это Бог любви и благодати.

Он всегда один и тот же Бог. И всё, что он говорит, и всё, что он делает, полностью согласуется с его качествами, с его характером. То есть Бог есть, всегда был и будет бесконечно справедливым, бесконечно святым, бесконечно любящим. И все, что он совершал и будет совершать, что он совершал в прошлом, настоящем и будущем, это полностью согласуется с его характером. И поэтому нужно покаяться, потому что Бог Судья, и еще есть возможность покаяться, потому что Бог долготерпеливый и любящий.

Нужно покаяться. Бог есть судья, он будет судить. И есть еще возможность покаяться, потому что Бог любящий и долготерпеливый. Но необходима вот эта реакция, ответ. Потому что вот эта смертельная опасность, она нависла над человеком. Бог долго терпит, но на ответ осталось мало времени.

То есть на ответ, отклик человека осталось мало времени. Всё-таки смоковнице, смотрите, грозит уничтожением. Вот этот механизм запущен сюда. Если не будет никакого плода, она будет уничтожена. И поэтому, несмотря на бесплодие, на греховность людей, что делает Бог?

Бог все равно предоставляет последний шанс или возможность человеку покаяться, обратиться, иначе грозит вечная погибель. И мир находится на грани суда. То есть когда этот суд произойдет, мы не знаем, но Бог дал время. Мир на грани суда, и Бог показывает, по сути, свое долготерпение к этому миру.

То, что сейчас не происходит суд Божий, это долготерпение Божье и любовь к этому миру. Он дает людям вот эту последнюю возможность откликнуться на его призыв с верой, раскаяться от своих грехов, но времени мало. Итак, Иисус призывает покаяться, потому что еще есть время, потому что Он это время дал, потому что Он Бог долготерпеливый и Бог любящий. Иначе, если нет покаяния, то нет и прощения грехов. Остается только отвержение Богом и вечная смерть в аду. Вот это предупреждение Иисуса. Итак, братья и сестры, Бог милостив и терпелив к людям, но Он является также справедливым судьей. Нужно помнить об этом.

Божьи качества характера, удивительны, их можно и нужно всю жизнь изучать и прославлять Бога за это. Бог справедливый Судья, но Он любящий и терпеливый, и поэтому призыв Иисуса – покаяться, нужно покаяться перед Ним. И судьба человека в вечности, она зависит от его отношений со Христом.

Ты можешь только войти в общение с Богом, примириться с Ним через Иисуса Христа. И это начинается с веры и покаяния. Вот это путь Евангелия. И в каждой смерти сейчас, когда мы наблюдаем смерть, когда люди неверующие наблюдают смерть, нужно объяснять и показывать, что в каждой смерти, в каждом несчастном случае есть напоминание, предупреждение, что колокол звонит по тебе, что вот это предупреждение о покаянии звучит. То есть каждый раз, кто умер, несчастный случай, для неверующего это, знаете, как сигнал колокола. Покайся, покайся, покайся, иначе будет поздно. Мы дети Божьи.

Дети Божьи, большинство сидящих здесь, мы уже испытали обращение к Богу. Покаяние настоящее, радикальный переворот нашей мысли, жизни, чувств. Что мы можем делать? Мы испытали веру и покаяние, обрели мир, радость, прощение грехов. Мы познали Бога не только как справедливого судью, мы познали Бога как любящего спасителя. Мы можем еще больше прославлять Бога за это и проповедовать Евангелие, говоря людям, покайтесь и обратитесь, потому что Бог судья, но Бог также любит вас, Он долготерпелив, и дает вам еще время обратиться к Нему.

Вот мы можем прославлять Бога и проповедовать об этом. Те, кто еще не покаялся по-настоящему, те, кто еще не обратился ко Христу, не испытал вот это возрождение и не покаялся в своих грехах перед Богом, торопитесь.

Торопитесь, иначе вас ждет суд и вечная погибель.
Если не покаетесь, все также погибнете, потому что время уходит.