ВИДЕО

Характеристика ученика Христова

Стенограмма
Братья и сестры, изучая Евангелие от Луки, мы видим, как Иисус обращается к разным группам людей. Он обращается и к фарисеям, он обращается к ученикам, он обращается вообще в общем к народу.

И вот Он, обращаясь к фарисеям, обличал их за сребролюбие, за такое жестокосердие по отношению к кающимся грешникам, за лицемерие и за другие черты характера, греховные черты характера. Но вот в этом отрывке, который сегодня мы будем читать, Иисус обращается уже к ученикам, Он уже обращается к нам и дает наставления относительно характера ученика Христова, относительно характера христианина.

Этот характер будет связан с взаимоотношениями друг с другом, как мы должны иметь взаимоотношения, какие у нас должны быть друг с другом. И какие взаимоотношения у нас должны быть с Богом. И вот вопрос, что же это за характер или что характеризует ученика Христова? На что нам нужно обратить внимание в нашем следовании за Христом? И давайте читать послание Луки 17 глава с 1 по 10 стих. Последовательно будем читать и ответим на вопрос, что характеризует ученика Христова?

«Сказал также Иисус ученикам, невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят. Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собой…»

И действительно, когда мы живем христианской жизнью, то невозможно на христианском пути не столкнуться с соблазнами, с искушениями. И вы можете каждый засвидетельствовать, что да, у нас есть искушения, да, у нас есть соблазны. И мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, ситуациями, когда нас подталкивает ко греху. То есть вот это слово соблазн, ну это вот буквально как камень, о который спотыкаешься. То есть что-то, что тебя подталкивает ко греху, что-то, что тебя ведет к тому, чтобы согрешить. И в этой борьбе, то есть мы испытываем такую духовную борьбу, мы не можем сказать, что, придя ко Христу мы стали абсолютно безгрешны и никогда не грешим. Нет, мы согрешаем, мы спотыкаемся, встаем и снова идем за Христом. И вот в этой борьбе мы иногда проигрываем и согрешаем.

И, конечно же, воля Божья в том, чтобы мы преодолевали искушения. В том, чтобы мы больше и больше учились преодолевать искушения и бороться с грехами. Но Иисус здесь акцентирует наше внимание не на тех, кто сталкивается с соблазнами; то есть он делает акцент не на том, что вот мы все сталкиваемся с соблазнами. Да, мы все сталкиваемся с соблазнами. Он делает акцент на тех, через кого они приходят. То есть он предупреждает и дает такое серьезное предупреждение наш Господь о том, чтобы не стать самому источником соблазна. То есть намного страшнее стать самому источником соблазна, чем соблазниться. Конечно, это не оправдывает соблазненного, но предупреждение здесь и акцент Иисус ставит на соблазнившем. То есть тот, кто становится проводником соблазна, источником соблазна. И мы можем, конечно, сказать, ну да, опасность, несет соблазн, несет этот греховный мир. То есть мы говорим, вот весь мир лежит во зле, мир живет по безбожным греховным принципам и нам, действительно, христианам нужно бодрствовать, чтобы ценности этого мира не стали нашими ценностями. Нам нужно бодрствовать и вот не соотноситься с этим миром, с этим грехом. Все это мы осознаем. На самом деле опасность соблазна проистекает от нас, верующих. То есть когда мы становимся, мы можем стать источником или проводником соблазна для других.

Приведу пример, и, конечно, когда я читаю писание, мы, прежде всего, соотносим их с собой, со своей собственной жизнью и служением. Например, на нас, пасторах, учителях, проповедниках, лежит большая ответственность проповедовать истину и жить по истине.

Почему? Потому что иначе, если я проповедую не истину Божию, если я не живу по Божьей истине, я могу соблазнить многих малых сих, как здесь говорит Иисус Христос. То есть я могу своим грехом вести соблазн многих, особенно молодых, неутвержденных христиан, которые еще не зрелы. То есть они могут смотреть на мою жизнь и говорить, а, ну раз Павлу Борисовичу это можно так решить, то что уж я? И таким образом я могу стать таким проводником соблазна для многих. И это не просто касается моей жизни, как я отношусь к жене, это важно, к детям, к церкви, к финансам времени, это ещё в большей степени касается тому, чему я учу. Или чему вы учите на тех или иных уровнях. То есть, безусловно, не каждый человек стоит за кафедрой и несёт служение проповедника.

Не каждый учит в большой аудитории, но так или иначе мы все на своем уровне, мы разговариваем, мы учим, мы наставляем. Возможно, это малые группы, возможно, это личные беседы, когда мы пытаемся наставлять другого, утешать, может быть обличать. То есть мы все чему-то, кого-то учим на разных уровнях. Кто-то в группах, кто-то в личных беседах. И поэтому здесь предупреждение для нас. Бойтесь стать проводником соблазна, уча не по Евангелию уча ложно".

И вот здесь Иисус говорит «соблазняя малых сих». То есть малые — это вот новые ученики Христа. Они еще не окрепшие христиане, но они не обладают достаточными знаниями, достаточным опытом, и поэтому они нуждаются в наставлении. И вот как раз молодые христиане, малые, они, открыв рот слушают, они всему внимают.

Они искренние, они чувствительные, они очень наивные. Они внимают и принимают все искренне, с открытым сердцем. И поэтому Иисус показывает опасность такого соблазнения вот таких христиан, неокрепших, малых, своими словами, своим учением, своим не библейским учением, учением не по Евангелию.

Иисус восклицает горе, и горе это очень сильное такое эмоциональное выражение Божьего проклятия. То есть, когда мы встречаем горе на страницах Писания, это не просто беда, горе, беда случилась, ну ничего страшного. Горе — это выражение проклятия. Это суд божий будет на таковых. Это всё плохо. То есть это сильное эмоциональное выражение божьего осуждения для лжеучителя. Для того, кто учит не по Евангелию. Для того, кто соблазняет малых сих.

И он говорит, лучше бы такому утопиться, то есть такому соблазнителю, скажем так, утопиться, чем ощутить на себе суд Божий, вот это горе, вот это Божье проклятие. И поэтому Иисус так строго говорит, что говорит, да лучше бы ему вот этот камень жернова, самый верхний, который был самый тяжелый, на шею повесить и сброситься в море, чем соблазнить одного из малых сих. То есть Христос, что он здесь нас учит? Он подчеркивает огромную ответственность, особенно, да, жизнь важна, но и обучение важно, наставление важно. Огромная ответственность при обучении, наставлении других христиан, других учеников. Поэтому, братья, хотите учить? Хотите проповедовать? Не забывайте об этих строгих словах Христа, о той ответственности, которая наложится на вас. Сестры, которые наставляют друг друга, может, в сестринских группах, один на один, еще где-то, тоже на нас лежит ответственность. И поэтому Иаков, помните, он предупреждает, братья мои, немногие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. То есть мы можем просто стать своим учением, своим наставлением ложным и стать причиной соблазнения для неокрепших христиан. Поэтому наблюдайте за собой особенно тщательно.

Будьте осторожны в том, что вы говорите, чему вы учитесь, чему вы учитесь сами. Посмотрите, что вы читаете. Какие книги вы читаете? Может, вы читаете какую-то еретическую литературу? Что вы смотрите? Какие проповеди? Каких проповедников? Чем вы питаетесь? Проверяйте себя. Наблюдайте за собой не на опасном ли я пути. Может, я давно уже увлекся каким-то лжеучением, и мало того, что увлекся сам этим уже учением, слушаю проповедников, лжеучителей, читаю книги неевангельские. Но мало того, что я все это сам делаю, я еще и учу других, и обучаю. Вот что горе, вот что беда.

И поэтому мы нуждаемся в Божьей благодати здесь. То есть мы нуждаемся в Божьей помощи в том, чтобы держаться Божьей истины, держаться Евангелия, держаться библейского учения и постоянно в нем укрепляться. И поэтому я молюсь очень часто, Господи, помоги оставаться мне верным Тебе в учении и в жизни, чтобы не соблазнить кого. Помоги мне оставаться верным в библейском учении, в Евангелии и в жизни.

Поэтому первая характеристика ученика Христова — это верность Евангелию, верность истине, верность Божьему учению, которое не дает повода для соблазна другим. Поэтому это первая характеристика, верность Евангелию, верность истине, не давать повод соблазна другим.

Вторая важнейшая характеристика ученика Христова — это прощение. Прощение — такое слово, очень достаточно популярное в нашем христианском лексиконе. Но интересно, что христианство, Христос, Он твердо ассоциируется с прощением. И в то же время непрощение — это одна из серьезных проблем внутри церкви. Это беда. То есть церкви Божии, подумайте, братья и сестры, в церкви Божьей, основанной на Христе, которая основана и существует благодаря прощению, бывает много непрощения и обид. И вот это парадокс. Как это? В церкви Христовой, которой простил всех нас, бывает непрощение и обиды? И вот это парадокс. И Иисус показывает ясные шаги по обличению и прощению. Смотрите, какие это шаги. 3−4 стих.

«Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему. И если покаяться, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится и скажет, каюсь, прости ему.» И вот здесь наша ответственность. Смотрите, братья и сестры, наша ответственность обличать, каяться и прощать. Еще раз. Обличать, каяться и прощать. Это наша ответственность.

Интересно, что мы любим выбирать из списка. Список обличать, каяться, прощать. Что мне нравится больше всего? Мне больше всего нравится обличать. Только дайте мне свободы, дайте мне возможности пообличать. Я обличать умею, я профессионал в обличении. Подожди, а прощать ты умеешь? А каяться умеешь?

А давайте посмотрим, что я больше делаю в своей жизни. Обличаю направо и налево братьев, сестер, а я задаю вопрос, а когда последний раз ты каялся? Когда ты последний раз принимал обличение? Когда последний раз ты прощал другого человека? Понимаете, здесь невозможно, нельзя выбрать то, что мне нравится, и только этим заниматься. Только обличать. Нужно уметь каяться в своих грехах, нужно уметь прощать других. Это очень важно. И обличать, конечно, это необходимое действие для духовного роста. Часто мы неверно обличаем или пренебрегаем этим. То есть для нашей помощи друг другу нужно обличение. Когда есть правильное библейское обличение, тогда мы растем, тогда церковь духовно растет. Если этого нет, то что происходит вместо обличения? Иисус тут ясно говорит, согрешил против тебя брат, ну подойди и скажи брату. Выговори ему, скажи искренне, честно. Но что мы зачастую делаем? Мы идем и говорим другому брату, другой сестре. И этот брат может узнать вообще последним в том, что он в чем-то согрешил против брата.

Поэтому обличать нужно правильно. Обличать тот грех, которому ты стал свидетелем, или которого ты стал участником в плане жертвы. Против тебя согрешили. Не нужно сплетничать, а выговорить брату. И вот нужно при обличении понимать цель обличения. А зачем я обличаю?

Может быть я хочу просто показать себя духовней, ну как-то возвыситься над братом, показать все его недостатки, грехи и пускай знает, кто он такой и кто я. Зачем мы обличаем? То есть нужно понимать цель обличения. Цель обличения — это не суд, это не моё духовное превосходство над братом или сестрой. Это стремление помочь христианину в духовном росте. Брат, я хочу помочь тебе, помочь тебе возрасти, чтобы ты не делал этот грех, чтобы ты оставил этот грех, и поэтому я тебе искренне и прямо говорю об этом грехе. То есть обличение, цель обличения — это духовный рост, это любовь, это помощь для брата и сестры, а не осуждение. То есть помните, обличая грех, вы помогаете ближнему возрасти в святости, а не для того, чтобы унизить его или как-то оскорбить.

Действительно, мы не можем духовно расти изолированно, я всегда об этом говорю, но невозможно расти духовно, изолировавшись от общины. Невозможно индивидуальное христианство. Это нонсенс. Такого не бывает. То есть мы только растем в взаимодействии друг с другом. Только растем в общении. В общении в смысле разделяя жизнь друг с другом. Я вообще могу даже не видеть. Не видеть и быть слепым к собственному греху. Такая человеческая природа. Мы свои собственные грехи зачастую мы просто их не наблюдаем, не видим, мы слепы, зато особенно видим другие грехи. И вот чтобы я увидел свой собственный грех, который я зачастую не вижу, нужна помощь ближних, братьев и сестер, которые с любовью, понимая цель, обличают. И зрелость как раз будет проявляться в том, что вы не только обличаете правильно, вы еще умеете правильно принимать обличение.

Я могу, знаете, как сказать, да ты сам такой, да у тебя еще больше грехов, да вообще кто ты такой, что подошел ко мне и начинаешь меня в чем-то обличать. То есть нужно уметь правильно обличать. Я могу вообще обидеться на брата, который обличает меня правильно, с любовью, хлопнуть дверью. Я могу просто осудить его самого. Но здесь Иисус учит нас, не только нужно уметь обличать с любовью, видя цель, нужно еще и уметь принимать обличение. И нужно уметь еще просить прощения. То есть, как мы можем помогать друг другу в духовном росте? С любовью обличать и каяться, с любовью обличать, кается просить прощения и прощать. И многие конфликты в церквях они происходят и не решаются как раз из-за того, что мы не умеем правильно обличать, каяться и прощать. Если согрешивший брат признаёт, что грех есть в его жизни, он отвращается от него, тогда для прощения нет преград, нет лимита, то есть прощение необходимо. И христианин всегда, здесь Иисус подчёркивает, он всегда должен прощать раскаявшегося грешника, независимо от того, как часто он просит прощения, потому что раскаявшийся грешник, он проявляет инициативу. Он как бы заинтересован, можно сказать, в своем духовном росте. Он просит прощения. Надо прощать. И вот тут Иисус, он говорит о чистоте прощения. Использует цифру 7(семь). Семь раз на дню просить прощения. Конечно, здесь не нужно в числе 7 искать какой-то мистический, особый духовный смысл. Это Иисус просто показывает частоту греха и прощения. Частота греха и прощения и, конечно, наша природа такова, что можно усомниться в искренности раскаяния, если прощения у нас просили бы каждые два часа. То есть грешу и каюсь, грешу и каюсь. То есть каждые два часа.

Но Иисус подчеркивает, что каждый раз, когда у вас просят прощения, прощайте. Грешник, он здесь сам проявляет инициативу, он признает грех, и он просит прощения за содеянное. И в идеале два человека, они двигаются друг к другу. То есть тот, кто согрешил, и тот, против кого согрешили. Один двигается к нему с обличением, а другой готов принять обличение, раскается, и этот человек, пострадавший, скажем так, он готов простить. То есть в идеале два человека, двигаются друг к другу к примирению.

Обличить, раскаяться, простить. Вот вторая характеристика или характерная черта ученика Христова. Это обличение, раскаяние и прощение. Ученик Христа должен уметь обличать, каяться и прощать. Итак, две характеристики. Две характеристики, которые связаны с нашими отношениями друг с другом. Первая характеристика — не становиться соблазном друг для друга, особенно в учении, особенно когда мы учим, наставляем. Вторая характеристика — это прощать, каяться, обличать, каяться и прощать.

А следующие две характеристики ученика Христова, они уже касаются наших отношений с Богом, нашим отношением с Господом, со Христом. Смотрите, что написано дальше. Пятый, шестой стих. «И сказали апостолы Господу, умножь нас веру. Господь сказал, если бы вы имели веру с зерно горчичное. И сказали смоковнице сей, исторгни себя и пересадись в море, то она послушалась бы вас».

И вот здесь Иисус говорит о настоящей вере. Он говорит о доверии. То есть вера, доверие — это суть христианской жизни. И что просят ученики? Они просят «Господи, умножь нас в веру». И когда они говорят об умножении веры, то что подразумевает умножение веры? Оно подразумевает её какое-то количество, её измеримость. Просишь умножить, это значит было меньше. И ты просишь, ну умножь в нас веру. И тут кажется, как мы можем измерить веру? В чем? Как ты ее измеришь? В метрах, килограммах? Ты в этом не измеришь. И смотрите, как отвечает Иисус. Что делает Иисус? Он не говорит о том, как умножить веру. Он не говорит о том, знаете, чтобы ваша вера умножилась ровно в два раза, нужно делать то-то, то-то и то-то.

О чем говорит Иисус? Он говорит просто о важности наличия настоящей веры. Он говорит, здесь вопрос не в количестве. Настоящая вера достаточно маленькое зернышко, и все. И вы увидите великое, вы увидите чудеса. То есть, иначе говоря, наличие настоящей веры важнее, чем ее количество. То есть Бог может сделать даже с небольшой верой невероятное. То есть вера важна не только на самом деле изначально, она важна как неотъемлемая часть жизни христианина. Безусловно, мы задаем вопрос, когда ты уверовал? Когда ты уверовал? Мы пытаемся вспомнить точку, но это не значит, что важна только эта точка, тот момент, когда я уверовал во Христа, а дальше вера не важна.

Вера — это не точка, вера — это не мгновение, вера — это не какое-то количество какой-то субстанции, вера — это путь, это процесс, вера — это постоянство.

То есть Иисус в своем ответе смещает фокус. Вера, он говорит ученикам, это не вопрос количества. Вера — это вопрос присутствия настоящей веры в вас. То есть настоящей веры достаточно, чтобы достичь многого. То есть вера, даже если она вот подобно горчичному зернышку, самому маленькому, но будет она настоящая, эта вера, то она может многое.

Но тут возникает вопрос, а что многое может вера? Как мне вот эту веру настоящую использовать? Для какого результата? И мы можем неправильно, и часто так и делают, неправильно понимают результат веры. Берут буквально вот эту иллюстрацию Христа с деревом, который пересаживается в море, и используют ее буквально, что вера, ну да, может быть, горы я не могу переставлять, может быть, деревья не прыгают в море; но вера! Я хочу иметь много денег, автомобиль, вера, я хочу иметь прекрасное здоровье, вера, вера, вера.

Но на самом деле, что делает Иисус? Иисус специально использует вот такую парадоксальную ситуацию, он любит такие парадоксальные ситуации использовать, как например помните, верблюд, который пролазит через игольное ушко. Это буквально Он использует. Возьмите игольное ушко и верблюда. И говорит, трудно богатому войти в царство Божие, как верблюду через игольное ушко. Он специально использует такие парадоксальные иллюстрации, чтобы ярко показать, что вера может творить удивительное. Но вот возникает вопрос, что удивительное?

И конечно этой иллюстрации Иисус не давал буквально руководства к действиям, он не призвал учеников. Ну давайте садитесь у берега моря и наблюдайте, как верой деревья прыгают в море по нашему приказанию. Или вот как я уже упоминал, сейчас некоторые используют веру как некое магическое действие. Я верой провозглашаю, что я буду таким, я верой провозглашаю, что буду здоров, богат и счастлив. Что это такое?

Это не вера, это оккультизм и ничего более. Мы избирательно подходим к тому, что мы хотим достичь верой в Бога. И кажется, ну прекрасно же верой что-то получить. Ну прекрасно, что я верю так сильно, что я это получу. И мы думаем, прекрасно же верой что-то получить хорошее для себя, доброе, достичь того, чего хотел. Верой? Горы хотите переставлять? Да, хочу.

Верой хотите материального благополучия? Да, хочу. Верой здоровья, успеха? Да. Но посмотрите, Иисус хочет, чтобы мы научились просто доверять Ему во всех сторонах жизни, и это приведет к удивительным результатам жизни.

Я приведу пример, каким результатом эта вера приведет. Евреям 11 глава. Я напомню, что Евреям 11 глава, она вся посвящена вере, она вся посвящена героям веры. Да, там есть, ну, что вот эти герои веры, они верою заграждали пастель вам, они верою побеждали царство, они верою творили чудеса. Но что там еще есть? Я некоторые отрывки прочитаю, что они делали герои веры.

«Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресенье. Другие испытали поругания, побои, узы, темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пыткам» … и так далее, и так далее, и так далее. И все сии, свидетельственные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. И знаете, как мы избирательно подходим?

Мы хотим верой что-то получить себе доброе. Здоровье, материальное благополучие, благополучие в дороге. Но посмотрите, что хочет Христос. Он хочет, чтобы верой во Христа мы могли переносить боль и страдания. Верой во Христа сохранить почти до основания разрушенную семью. Но верой во Христа сохранить ее. Верой во Христа бороться с искушениями и не сдаваться.

Верой во Христа созидать церковь, не разрушать ее. Верой во Христа не получить то, что ты так жаждал, что ты так хотел, но все равно остаться Христу верным. Вот что хочет Иисус, чтобы мы достигали веры. То есть это жизнь по вере во Христа, несмотря ни на что. То есть верой, доверием Христу уподобиться Ему в жизни то, или в смерти. Вот что хочет Иисус верой, а не то, что только мне дай, дай комфорт, благополучие и всё.

Итак, третья характеристика ученика Христова — это настоящая вера. Это доверие Христу. Доверие Христу во всех ситуациях, даже если вы ничего не получите от Него. Доверять Христу до конца. Бог приготовил вам нечто лучшее, удивительное.

И, наконец, третья, последняя, четвертая характеристика, вернее, тоже очень важная для ученика Христова — это смиренное служение, с 7 стиха и ниже.

«Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращению его с поля скажет ему: Пойди скорее, садись за стол. Напротив, не скажет ли ему Приготовь мне поужинать и подпоясавшись служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам. Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать».

И посмотрите, вот эта притча, рассказанная Христом, она показывает, каким должно быть наше отношение к служению Богу. И удивительно, мы можем злоупотреблять, извращать, искажать даже такую прекрасную вещь, как служение Богу. Мы можем искажать. И смотрите, как Иисус рассказывает эту притчу, к чему он подводит. Он говорит, вот раб, слуга, он целый день пахал в поле или пас овец, и вот он возвращается домой. Домой, к своему господину, хозяину. Иисус задает вопрос, может ли этот раб отдохнуть и поесть?

Нет, наоборот, раб должен еще послужить господину. Он должен приготовить хозяину еду, он должен послужить своему господину, прежде чем позаботиться о себе. То есть он показывает, что желание господина превыше желаний раба. Иисус спрашивает в конце притчи, поблагодарит ли господин раба за то, что выполнил то, что ему приказано?

Нет. Раб выполнил то, что ему положено было делать. Слуга просто выполнил свой долг. И поэтому послушание Господу, служение Ему — это исполнение долга. Это не повод что-то заслужить. Потому что мы служим тому, который стоит над нами, который наш Господин, который для нас уже заслужил спасение. Мы не заслужили спасения.

И это на самом деле честь, благодать, служить Господу. То есть, когда мы думаем о своем служении, каким бы оно ни было, кто-то просто там полы моет, кто-то малыми группами занимается, кто-то с детьми, кто-то разные служения, кто-то просто живет как христианин, свидетельствует, благовествует. Это честь служить Господу. Я, когда задумываюсь о своей жизни, о своем служении, я задаю вопрос, почему я Господи?

Почему я спасен тобой и поставлен на это служение, которое я абсолютно не заслуживаю? Почему? Это Божья милость, это Божья благодать. То есть, иначе говоря, мы не просто по благодати, по Божьей милости спасены, мы по благодати, по Божьей милости еще от Господа получили служение. Это честь. И когда мы начинаем требовать или обижаться на Бога за то, что-мы-то Ему служим, мы служим Господину, а что это, Господи, ты нам не служишь? А почему ты мне не даёшь того, того, того? Почему? Почему? Мы начинаем требовать, мы начинаем обижаться на церковь, на Господа, на всё, мы уходить от него начинаем. Но мы тогда уподобляемся рабу, который приходит домой и говорит Господину, «Э, давай-ка, ноги мне омой, давай послужи, еду приготовь». Это нонсенс, это какой-то парадокс.

Ученик Христов — это Божий слуга, который просто верно, прилежно трудится для славы Божьей. То есть слуга не может выбирать, чему повиноваться, а чего не стоит. Слуга просто служит смиренно, покорно своему Господину. Вот это осознание.

А кто мы, Господи? Вот это понимание, а кто есть Христос? Кто Он и, кто я? Оно ведет нас к такому страху Божьему, к благоговению, верному, добросовестному, смиренному служению Богу. Итак, братья и сестры, Иисус показывает нам четыре характеристики ученика Христова.

Первое — ученик верен Божией истине, он верен Евангелию, и поэтому нам нужно быть внимательным, осторожным, чтобы самому не стать проводником соблазна, не стать проводником искушения и не подпасть под осуждение.

Второе — Иисус призывает нас взаимной ответственности. Это обличать, каяться и прощать. Это характеристика ученика Христова. Мы и обличаем, мы умеем каяться и прощать.

Третье — нужно просто доверять Христу, доверять Христу во всем. Нужна просто настоящая вера. Ее наличие определяет. Важно иметь настоящую подлинную веру, чтобы по-настоящему полагаться на Бога во всем, во всех ситуациях.

И, наконец, ученик это тот, кто смиренно служит Богу. Мы никогда не должны забывать о своем положении перед Богом.

Кто Он? Он наш Господь, Он наш Спаситель. Бог ничего не должен нам за верность. Это просто Его милость и благодать в спасении и милость и благодать в служении. Поэтому оставаться верным учению Христа, остерегаясь греха, прощать, иметь настоящую веру и смиренно служить Богу. Вот это характеристики духовно растущего ученика Иисуса Христа. Христу принадлежит вся слава. Аминь.